Опубликовано

Мировая история Бисера

Мировая история Бисера

Бисер история возникновения изделий из стекла

Из истории стеклянного бисера

Существует легенда о том, как возникло стеклоделие: «Однажды, в очень далекие времена, купцы из Финикии везли через Средиземное море добытую в Африке природную соду. Для ночлега они остановились на песчаном берегу и начали готовить себе еду.

Так как камней нигде рядом не оказалось, они обложили костер крупными кусками соды. Утром, разгребая золу, купцы обнаружили необычный слиток, который горел огнём на солнце, был твёрд как камень, а так же чист и прозрачен как вода. Так было открыто стекло».

Эту легенду стоит отнести к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал Рим в 1 веке нашей эры, первым её приводит историк античности Плиний Старший.

Бисер в древнем Египте

Исходя из истории науки, традиционно возникновение стеклоделия связывают с Египтом, основываясь на многочисленных свидетельствах, которые обнаружены при археологических раскопках, найденные предметы были исследованы методом термолюминесцентного датирования.

История стеклянного бисера
ПРИОБРЕСТИ СЕЙЧАС
Колье из бисера Пион

картина стразами Саванна

Колье из бисера Обворожительная весна

Силянка Ромашки из бисера

На протяжении длительного времени безусловным доказательством того, что стеклоделие впервые зародилось в Египте, считали плитки внутренней облицовки пирамиды Джессера, которые были сделаны из фаянса и глазурованы стеклом (датированные серединой 3 тысячелетия до нашей эры).

Стеклоделие в Египте
Стеклоделие в Египте

Еще более ранними находками оказались фаянсовые украшения, предположительно принадлежавшие первой династии фараонов. То есть уже 5 тысяч лет назад в Египте существовало стекло.

При археологических раскопках Древней Месопотамии было обнаружено, что найденный в районе Ашнунака памятник печать из прозрачного стекла цилиндрической формы, относиться к периоду династии Аккада, то есть её возраст составляет порядка 4,5 тысячелетий.

Тем не менее, одним из древнейших образцов считается зеленая бусина, диаметром около 9 мм., которая храниться в музее Берлина. Обнаружил её египтолог Флиндерс Питри недалеко от Фив, по некоторым данным ей насчитывается порядка 5,5 тысячелетий.

Так же Н. Н. Качалов отметил, что на территории древнего Вавилона археологи продолжают регулярно находить сосудики, что использовались для благовоний, которые были выполнены в технике, аналогичной египетским. Ученый считает, что есть все основания утверждать истоки стеклоделия сосредоточены в Египте и странах Азии примерно шесть тысячелетий назад.

Таким образом, около 6 тысячелетий назад появилось стеклоделие и люди стали делать стеклянные бусы всевозможных размеров и форм. Технологии совершенствовались, бусы со временем становились мельче и мельче, что и дало толчок к появлению бисера мелкие многогранные или круглые бусины с отверстиями для нити.

Название «бисер» произошло от «фальшивого жемчуга», который изготавливали из непрозрачного (пастового, или глухого) стекла в Египте, по-арабски его называли бусер или бусра. Способы производства стеклянного бисера.

Самые древние

Стеклянный бисер производили несколькими способами, самым простым и древним был способ вытягивания.
В то давнее время стекло варили в достаточно толстых горшках из огнеупорной глины (тиглях) на кострах.

Эти горшки имели форму цилиндрических, или слегка расширяющихся невысоких сосудов. В горшки засыпалась смесь кварцевого песка, мела, соды и извести. Высоты температуры не хватало, из-за чего стекло было густой, вязкой массой и обрабатывали его в стадии «вязкого теста».

Чтоб сделать бусы, в расплавленное стекло вводили металлический прутик, с помощью которого из стекло-массы вытягивали нити. Стекло плотно приставало к прутику, а насколько толстой будет нить зависело от того, с какой скоростью её вытягивали, и насколько густой была стекло-масса.

Чем гуще была стекло-масса и медленней скорость вытягивания тем толще получалась нить, и наоборот. После этого нить закручивали на тонкий стержень из меди, его толщина соответствовала отверстию, которое будет в бусине для нанизывания.

Бисер в древности
Бисер в древности

Стержень вынимали, а бусину еще раз разогревали и обрабатывали простейшими инструментами вручную.
Так же был и еще один способ: нить вытягивали, потом расплющивали и полоской обвивали проволоку из меди.

Продольный шов сбоку сглаживали, получившуюся трубочку разрезали на кусочки нужной длины, после чего получившиеся бусины обрабатывали вручную. Для того, чтоб получить разноцветные бусины нить делали из «спаянных» между собой прутьев разных цветов.

Римская империя

В течение времени технология изготовления стекла совершенствовалась: появление полупрозрачного стекла датируют II тысячелетием до н.э., варить прозрачное стекло люди научились в 1 в. до н. э., как бесцветное, так и окрашенное.

Из Сирии и Древнего Египта изготовление стекла, бисера и бус пришло в Римскую империю, где в новом городе Александрии (в 1 веке до н.э.) основанном на Средиземном море Александром Македонским, а у западной части дельты реки Нила изобрели способ выдувания всевозможных предметов, используя металлическую или тростниковую трубку.

Стеклоделие и Римская империя

После появления способа выдувания процесс изготовления бисера и бусин так же изменился, их стали делать не только из нити, но и из пустотелых трубочек-дротиков из стекла, которые выдувались мастером из капель расплавленного стекла при помощи трубки-понтии.

Мастеру нужна была большая сноровка, ловкость и отличный глазомер, чтоб получать стеклянные трубочки единого диаметра, заданной толщины и длины.

После того разноцветные стеклянные трубочки разрезали на мелкие части гильотинного типа ножницами, отсеивали их от осколков при помощи сита, после чего обрабатывали в барабане, который вращался, при помощи увлажненной шлифовальной смеси извести либо огнеупорной глины с толченым углем.

Отверстия бисера заполнялись смесью, после чего бисер просушивали, смешивали с песком(небольшим количеством) и разогревали до вишнево-красного каления в чугунных барабанах, которые медленно вращались.

При такой обработке стеклянные «колечки» размягчались и округлялись, неровности сглаживались, вращение не давало им потерять форму, а порошкообразная смесь помогала сохранить отверстия.

Остывший бисер промывали и высушивали, а полировальный порошок помогал вернуть им блеск, утраченный при нагревании.
Таким методом производили стеклярус (стеклянные трубочки длинной 3 и более мм.)

Стеклоделие и Римская империя

Венеция - центр производства бисера

Стеклоделие появилось в Риме и распространилось в другие города Италии, Германии и Галии (территория нынешней Испании, Франции, Германии, Португалии в начале нашей эры. А после раскола (в 395 году нашей эры) Римской империи на 2 части: Западную (под руководством Рима) и Восточную (которую назвали Византией, возглавленную Константинополем).

В конце 5-го века центр стеклоделия переносится в Византию (на восток), но наибольшего расцвета стеклоделие достигает в Венеции, поскольку туда переселялось много византийских и греческих мастеров. В Х—XII вв. в Венеции изготавливали самые простые изделия, предназначенные для быта, и бусы.

Промышленность стеклоделия начинает интенсивно развиваться после падения Византии с XIII в. Искусство стеклоделов Венеции достигает расцвета в XV—XVIIвв., а в XVIII в. В связи с растущей конкуренцией с другими странами Европы приходит период упадка для Венеции.

Венеция - центр производства бисера

Многие века Венецианская республика тщательно и строго хранила секреты изготовления стекла. Мастерам-стеклоделам по закону полагались не только всевозможные привилегии, но даже смертная казнь за разглашение секретов ремесла.

В 1221 году правительством был издан указ, согласно которому все крупные мастерские по производству стекла должны были быть перенесены из города на остров Мурано, с целью повышения противопожарной безопасности и проведения санитарно-технических мероприятий.

Остров был расположен в 2 км. От Венеции в Адриатическом море.

Секреты мастерства

Во избежание огласки состава сырья, с 1275 года строго запрещается его вывоз из Венеции (вплоть до конфискации).

В XIV в. Буквально каждый житель республики, который становился стеклоделом, сразу входил в привилегированные слои общества. А с 1361 года, согласно изданному указу, дочери мастеров-стекольщиков могли выходить замуж за патрициев, и их дети признавались патрициями. В XV в.

На острове Мурано появилась собственная администрация, своя монета и суд, а в 1445 году остров получил право содержать собственного посла в Венеции.

Однако, несмотря на особые привилегии, предоставленные мастерам-стеклоделам, уже в конце XIII в. в городах Италии мастера-перебежчики основывали свои мастерские во многих городах Италии (Падуе, Равенне, Альтере, Ферраре и других). А в XV в. такие мастерские стали появляться во Франции и Германии.

Для того, чтоб как-то сохранить монополию, сенат республики в 1490 году передает изготовление стекла под охрану Совету десяти. Бежавших мастеров признают государственными изменщиками, и издают указ об их наказании.

Согласно указу требовалось возвращение мастера, который передал в другую страну секреты мастерства. Если он не подчинялся - заключали в тюрьму его родных и близких, если и это не помогало - посылали убийц, а уже после его смерти отпускали родных. Такие зверские расправы продолжались вплоть до XVIII в.

Муранское стекло

Монополия производства

Многие века Венеция была единственным центром производства бисера. Именно из Венеции бисер шел на запад и восток, где его обменивали на шелка, пряности, золото; народы Африки использовали его как разменную монету. Масштабный сбыт бисера производился на Европу, где были организованы склады бисера и проводились тематические ярмарки. Больше всего ценился блестящий и очень мелкий (диаметром 0,5 мм) бисер.

Бисер в Индии
Бисер в Африке

Широко использовался в рукоделии так называемый «парчовый бисер», который был отполирован изнутри, позолоченный и посеребренный.

После того, как была открыта Америка и установлен морской путь в Индию, стекольные мастерские стали сменяться стеклянными заводами, которые строились в XVI—XVII вв. в Португалии, Испании, Англии, Нидерландах и Франции. Но главным поставщиком бисера в Индию, Америку, Азию, Европу и страны Океании по прежнему остается Венеция.

Германия

Производство бисера и бус в Германии началось в конце XVIII в. Сначала производили бусы и бисер из непрозрачного стекла массовых сортов в области Фихтельгебирге. Этот бисер шел на экспорт в Азию, Россию, Африку.

Где-то в начале XVIII в. в Тюрингии начали производство легких дутых бус из стекла, которое со временем превратилось в изготовление ёлочных украшений. Так же здесь производили из стекла искусственный жемчуг, используя особый метод обработки уклейки чешуи рыбы. В Богемии (Чехии), где производство стекла существовало издавна, бисер шлифовали.

Стеклоделие в Чехии

Письменные источники, а так же археологические раскопки свидетельствуют о том, что стеклоделие в Чехии зародилось в период средневековья. Из соседних стран сюда проникли основы стеклоделия, однако, спустя некоторое время в Чехии начали варить такое стекло, что по своему блеску, прозрачности, чистоте и твердости превосходило все, что производилось из стекла раннее.

Впервые в 1376 году в посёлке Скленаржица, неподалеку от Яблонца в стекловаренной печи загорелся огонь.

А в городе Мшено-над-Нисой в 1548 году основан первый стекольный завод, а уже в 1760 году в Яблонец-над-Нисой впервые приехали иностранные купцы.
Чешское стекло от венецианского отличала тугоплавкость, так как в Венеции стекло обрабатывалось в нагретом состоянии.

Стеклоделие в Чехии

В Богемии стеклоделы создали новую технологию, вместо соды в состав стекла была введена древесная зола поташ. Это и дало название «лесному стеклу», которое тверже, легче обрабатывать: гранить и шлифовать.

В знаменитом «Трактате о различных ремеслах» монах Теофил написал, что в Х—XI вв. стеклоделы Чехии варили стекло из одной части промытого песка и двух частей буковой золы, а в XII в. стали использовать золу папоротника.
В конце XVII начале XVIII в. чешское стекло пользовалось особой популярностью. Здесь производили как крупные изделия, так и бусы, драгоценные искусственные камни для вышивки, бисер из хрусталя и стекла, а так же стеклярус.
Богемский бисер отличался от венецианского своей красотой, огранкой, эмалевым покрытием, игрой света. Расцвета производство бисера достигло в первой четверти XIX в., в то время как соперничество между Чехией и Венецией привело к достижению очень большого разнообразия бисера по подбору цветов и оттенков, а так же форм и размеров.

Современные способы изготовления бисера

Производство бисера

С изобретением машин для изготовления бисера, во второй половине XIX в. значительно снизилась его стоимость. Вместо вертикального диска, разрезавшего стеклянные трубочки, в 1890 году разработали вырубной процесс в виде гильотины, что позволило одновременно обрабатывать достаточно крупную связку трубочек.

Это дало толчок для распространения бисера из Богемии во многие страны мира. Однако происходит упадок всевозможных рукоделий, столетиями существовавших во многих странах, постепенно снижается и бисерное производство. Со временем исчезли мелкие сорта, бисер становиться более грубым, уменьшается количество оттенков и цветов.

Бисер из металла

Производство бисер из стали, серебра, золота и других металлов зародилось в Париже, но его шлифовкой занимались в Германии. Потом массивный стеклянный и металлический бисер штамповали и для получения серебристого бисера покрывали расплавленным оловом или амальгамой,

Бисер из металла

а погружая бисеринки в слабые растворы железного купороса и хлористого золота получали золотистый. Производство металлического бисера было так же и в Англии.

Бисер на Руси

Стеклоделие издавна было известно и в нашей стране, подтверждения чему были найдены в письменных источниках, а так же на раскопках древних городищ и курганов.
Академик Качалов Н.Н. пишет: «Искусство изготовления тончайшего узора из меди, бронзы, серебра и золота зародилось на Поднепровье очень давно, и археологи прослеживают его развитие от первых веков нашей эры.

Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».

Бисер на Руси

От Ладожского озера до Черного моря, от верхнего течения Волги и до Карпат на широких просторах бывшей Киевской Руси, повсюду в курганах и захоронениях, на городищах при археологических раскопках находят множество осколков битой посуды, бус, перстней, браслетов из стекла.

Не так давно в захоронениях III—IV вв. на территории Сумской области были найдены стеклянные, сердоликовые и коралловые бусы.

Наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Византии, Азии и Востока, свидетельством этому являются найденные при раскопках остатки стеклоплавильных мастерских с облитыми разноцветными расплавами черепками тиглей, разрушенными горнами, кусков эмалей и многоцветных смальт, обломки тонкостенных сосудов из стекла.

Киевская Русь

В Киеве уже в IX в. в небольших мастерских производили стеклянную посуду, предметы быта и украшения, мозаичные смальты и цветные эмали. Со временем из Киева стеклоделие распространялось в другие города: Владимир, Чернигов, Галич, Рязань, Полоцк и далее.

Во время раскопок курганов VIII—XI вв. находят изделия из глухого цветного стекла, которое похоже на металл, иногда расписанные простыми геометрическими узорами эмалевыми красками, а уже в XII в. в их производстве использовалось полупрозрачное стекло разнообразных цветов.

 

Бисер на Руси
Бисер на Руси

Бусы из стекла были наиболее разнообразны по форме, расцветке, величине и художественной обработке. Они были круглой, цилиндрической, винто- и бочонко-образной или биконической формы в виде двух усеченных конусов, соединенных широкими основаниями; по цвету они были желтые, синие, черные, фиолетовые, зеленые, золоченные и серебряные.

Украшения издавали мелодичный звон, переливались на солнце всеми цветами радуги, делая костюмы женщин еще красочнее и наряднее.

Нашествие татаро-монгол надолго прервало развитие мастерства стеклоделия на Руси.

Возрождение мастерства

В небольших сельских мастерских мастерство начали возрождать только в XVI в. на юго-западе и западе страны в современной Украине. Изделия вывозились в Турцию и во многие города России, это были предметы гутного стекла потешные сосуды в виде зверей и птиц, простая выдувная посуда, украшенные лепными узорами и расписанные масляными красками.

Бисер на Руси

В 1635 году (начало XVII в.) был открыт первый Русский завод по стеклоделию, располагался он в селе Духанино недалеко от Москвы, работали там украинские мастера-гутники.

В 1668 году царь Алексей Михайлович строит второй, Измайловский завод. На нем изготавливали подсвечники, аптекарскую и столовую посуду, всевозможные фигурные (потешные) предметы. Производили как бесцветное, так и окрашенное, заглушенное и прозрачное стекло, идаже хрусталь.

Тут работали мастера из Германии, Венеции, а также русские умельцы стекольного дела.

Слово «бисер» (так раньше на Руси назывался жемчуг) появилось в русском языке из церковно-славянского текста. В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 6): «Не мечите, бисер перед свиньями», что другими словами означает: «не стоит говорить о том, что собеседники не могут ни понять, ни оценить должным образом».

Пётр I

Пётр I и стеклоделие

Пётр I уделял достаточно большое внимание развитию стеклоделия в России. Благодаря ему были отменены пошлины на изделия из стекла, для подготовки русских мастеров привлекались иностранные стеклоделы, молодые россияне отправлялись за границу, чтоб обучаться стекольному ремеслу, и, в частности, искусству изготовления бисера.

Именно Пётр I в 1705 году приказал построить под Москвой на Воробьёвых горах завод по производству зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.

В XVIII—XIX веках в России существовали небольшие частные и казённые заводы, производившие всевозможных изделия из стекла, но о массовом производстве бисера нет никаких свидетельств. Бисер привозили в Россию из Германии и Венеции в течение нескольких веков, а в XV веке такой бисер русские рукодельницы применяли наравне с жемчугом и драгоценными камнями.

Увеличение бисерного рукоделия привело к резкому увеличению спроса на бисер и стеклярус всевозможных сортов и оттенков. Для сравнения еще в 1748 году через порт Санкт-Петербурга из-за границы в Россию было завезено 2 пуда стекляруса и 472 пуда бисера, то уже в 1752 году 29 пудов стекляруса и 2126 пудов бисера.

М.В. Ломоносов

Стеклоделие и Ломоносов

М.В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, в 1752 году получил разрешение от Сената на строительство под Ораниенбаумом Усть-Рудицкой фабрики для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи».

Лаборатория, где находилось девять печей, стала одной из основных построек. Свою первую продукцию Усть-Рудицкая фабрика выпустила в 1754 году, это были: стеклярус и бисер, броши и граненные камни, заглушенные цветные стекла для мозаики и т.п.

В Китайском дворце в Ораниенбауме Стеклярусный кабинет был отделан стеклярусом, изготовленным именно на этой фабрике. Фабрика просуществовала всего 10 лет и закрылась после смерти М.В. Ломоносова, в 1765 году.

В своем стихотворении «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносов писал:
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится Арап на южных берегах…»

В период расцвета бисерного рукоделия (конец XIX начало XX века во многих странах мира и в России, наряду с привозным использовался бисер, который изготавливали в небольших кустарных мастерских Казанской, Киевской, Московской, и других губерний для нужд местных рукодельниц, ремесленников и ювелиров.

Японский бисер

С основания производства бисера в Японии начался новый этап в истории бисероплетения. В 1949 году была основана японская компания Miyuki, а в 1951 году появилась компания TOHO. Обе компании производят бисер высшего качества, постоянно пополняя ассортимент новыми оттенками и формами.

Японский бисер
Японский бисер

Компания Miyuki в 1982 году выпустила революционный цилиндрический бисер, названный Delica. В продукции TOHOтак же есть цилиндрический бисер, под названием Treasures, производитель не отстает от своего основного конкурента.

Японцы выпускают поразительно ровный бисер с гораздо более устойчивым ко внешним воздействиям покрытием, чем у других компаний, благодаря новейшим технологиям и непрерывному контролю за производством.

В 2000 году TOHO запустили линию бисера под названием Aiko, который заслужил право называться самым ровным бисером в мире.

Кроме обычного стекляруса и круглого бисера японские фирмы выпускают бисер сложных форм: треугольники, магатамы, капли, шестигранный и кубический бисер. Среди японских производителей несколько уступает по качеству бисера соперничающим TOHO и Miyuki компания Matsuno. TOHO и Miyuki заслуженно считаются лидерами рынка японского бисера.

Мистические свойства бисера

В мистику верят многие люди. Одни верят в мистику камней, другие в мистику других предметов, но не все задумываются, что бисер так же обладает мистическими свойствами. Он так же может приносить как несчастья, так и удачу, способен влиять на судьбу или здоровье.

Понимание таких вещей, как свойства бисера поможет Вам расширить восприятие мира, а возможно и изменить свою жизнь. Это делает богаче Ваш внутренний мир, а изделия из бисера наполняет каким-то смыслом.

Мистика и бисер

Бисер производится из стекла, и как все мы знаем, прорицатели использовали стекло для своих мистических сеансов. Но тут немного другой подход, поскольку бисер изделие достаточно мелкое, и магические свойства будто рассеяны в нем. Древние цивилизации использовали бисер в качества амулета и оберега от зла.

Так же изделия из бисера помогают избавиться от стресса и всевозможных болезней.

Каждый мастер, так или иначе, вкладывает в изделие часть своей души. Когда изделие оказывается у Вас в руках - Вы сразу же можете почувствовать энергетику, которую передает мастер. Эта энергетика может быть как позитивной, так, к сожалению, и негативной.

Поэтому старайтесь прислушаться к своим ощущениям покупая изделия из бисера. Вы интуитивно должны понять, что это изделие Ваше, и Вам с ним комфортно.

Энергетика материалов

Большую роль играет не только мастер, сделавший изделие, но и используемые материалы, и их цвета. Свою энергетику несет каждый оттенок, порой даже противоположную тому, как мы её понимаем.

Например, ассоциация красного цвета это любовь и страсть. Однако этот цвет принесет значительный вред одинокому человеку, для которого рекомендуется выбрать голубой или же зеленый цвет бисера. С другой стороны оранжевые, желтые и красные оттенки защищают своего владельца от сглаза.

Черный и белый бисер помогут хорошо очистить биополе человека от негатива и отрицательных эмоций. Большую роль имеют не только оттенки, но и сочетания цветов.

Картина из бисера

А самым сильным энергетическим воздействием наделены картины из бисера, поскольку в них не только бисер, но и само изображение получает заряд мастера. Картины, вышитые бисером могут стать замечательным источником благоприятной энергии, и оберегать своего владельца и его дом.

Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterPin on PinterestShare on LinkedIn
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *